Согласно Закону Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире» (в ред. от 18 декабря 2018 г. № 153-З) Опасные деревья – деревья, создающие своим вероятным падением угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц (сухостойные, пораженные стволовой гнилью, имеющие иные значительные повреждения ствола и (или) корневой системы, зависшие на зданиях, сооружениях, других деревьях, а также наклоненные в сторону зданий, сооружений, когда радиус возможного падения таких деревьев превышает безопасное расстояние до этих зданий, сооружений); К опасным деревьям относят: сухостойные деревья; деревья, пораженные стволовой гнилью; деревья, имеющие иные значительные повреждения ствола и (или) корневой системы; деревья, зависшие на других деревьях; деревья, наклоненные в сторону зданий, сооружений, когда радиус возможного падения таких деревьев превышает безопасное расстояние до этих зданий, сооружений. Кто признает дерево опасным? Что делать с опасными деревьями? Дерево, признанное опасным, подлежит удалению при наличии заключения о признании дерева опасным. При этом разрешение на удаление данного объекта растительного мира получать не требуется. Заключение о признании дерева опасным выдается: - юридическим лицом в области озеленения, уполномоченным местным исполнительным и распорядительным органом (в черте населенных пунктов); - юридическим лицом, ведущим лесное хозяйство (вне населенных пунктов). Кто должен обращаться в соответствующие организации, чтобы признать дерево опасным? Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, являющиеся пользователями земельных участков, в границах которых произрастают деревья, подпадающие под описание опасных, для получения заключения о признании дерева опасным самостоятельно обращаются к юридическому лицу в области озеленения или юридическому лицу, ведущему лесное хозяйство. Запрос можно оформить в виде письма о возможности признания дерева опасным и получения заключения. Как проводится натурный осмотр дерева для признания его опасным, какие документы должны быть оформлены? Юридическое лицо в области озеленения (юридическое лицо, ведущее лесное хозяйство), в присутствии пользователя земельного участка либо лица, им уполномоченного, проводит осмотр дерева и при наличии оснований для признания его опасным: на месте оформляет соответствующее заключение и схему расположения опасного дерева; осуществляет его фотосъемку (на фотоматериалах должны быть представлены общий вид опасного дерева и признаки его опасности). Заключение о признании дерева опасным и схема расположения опасного дерева оформляются в двух экземплярах, один из которых передается пользователю земельного участка либо лицу, им уполномоченному, второй хранится у лица, их выдавшего, с фотоматериалами на бумажном и электронном носителях. Копии заключения о признании дерева опасным и схемы расположения опасного дерева в день их оформления направляются лицом, выдавшим эти документы, в местный исполнительный и распорядительный орган. Кто может выступать в роли юридических лиц в области озеленения? Данные юридические лица определяются решением местного исполнительного комитета. Как правило, это юридическое лицо, по своему профилю занимающееся озеленением конкретного населенного пункта (зеленхоз, зеленстрой, ЖКХ и т.п.). При отсутствии такой организации в его роли может выступать юридическое лицо, ведущее лесное хозяйство (лесхоз), а в отношении придорожных насаждений уполномоченной организацией выступает организация государственного дорожного хозяйства. Играет ли какую-либо роль общественность в определении опасности дерева? При признании дерева опасным общественность не участвует. То есть при признании дерева опасным и получении соответствующего заключения общественные обсуждения не проводятся. Кто осуществляет удаление опасных деревьев? Если опасное дерево находится на территории юридического или физического лица – удаление производится собственником участка. Если опасное дерево находится на территории государственного лесного фонда, удаление производится организацией, ведущей лесное хозяйство, в определенные законодательством сроки.

Процедура выдачи ордеров на отпуск древесины на корню гражданам определена Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

         Отпуск древесины на корню населению - выдача ордера на рубку леса не более 50 куб. метров древесины   (заготовка дров).

         Заготовка древесины на участках лесного фонда гражданами в соответствии со статьей 44 Лесного кодекса Республики Беларусь осуществляется за плату на основании ордера. Согласно статье 39 Лесного кодекса Республики Беларусь ордер на рубку леса (не более 50 куб. метров древесины) выдается лесничеством.

         Граждане, желающие получить участок лесного фонда для лесопользования направляют лесничеству, в ведении которого находится испрашиваемый участок лесного фонда, письменное заявление о предоставлении участка лесного фонда для лесопользования.

         В лесничестве, в сроки установленные законодательством об административных процедурах, рассматривают заявление и прилагаемые к нему материалы и при отсутствии оснований для отказа в предоставлении участка лесного фонда для лесопользования, предоставляют участок лесного фонда путем оформления и выдачи ордера заявителю (2 дня со дня подачи заявления) после внесения платы за лесопользование.

         Порядок мелкого отпуска древесины на корню по ордерам (заготовка дров населением).

         Гражданин обращается в лесничество с письменным заявлением на заготовку дровяной древесины своими силами, где указывает объём.

         Производит оплату в кассу лесничества за выделенный объём древесины согласно стоимости древесины на корню.

         Лесничество в течение 2-х дней со дня подачи заявления при условии оплаты производит выдачу ордера на отпуск древесины на корню (заготовка дров) в конкретном квартале.

         Гражданин обращается к работнику государственной лесной охраны (мастеру леса, леснику данного обхода).

         Работник государственной лесной охраны данного лесничества указывает участок в квартале, где может производить заготовку гражданин.

         Гражданин производит заготовку дровяной древесины с одновременной уборкой места рубки от порубочных остатков и мусора.

         Гражданин заготовленную древесину ставит в штабеля для дальнейшего обмера.

         После окончания заготовки гражданин сообщает об этом работнику государственной лесной охраны (мастеру леса, леснику данного обхода).

         Работник государственной лесной охраны (мастер леса, лесник данного обхода) производит освидетельствование, заготовленной древесины и места рубки.

         Если по результатам освидетельствования количество фактически заготовленной древесины превысит количество, указанное в ордере на заготовку дровяной древесины, гражданин, ведущий заготовку, производит оплату за дополнительно заготовленную древесину, сверх указанной в ордере на заготовку древесины.

         После этого гражданин может произвести вывозку древесины из леса.

         В случае нарушения заготовки дров граждане, виновные в нарушении настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Это один из самых часто задаваемых вопросов гражданами, проживающими в населенных пунктах и дачных кооперативах на краю лесного массива.
Вроде бы прошла рубка, и должны были сжечь или вывезти все сучья, ветки и куски древесины, чтобы было чистенько как в парке. Но проходит неделя, месяц, а все лежит на своих местах, либо разбросано по делянке, либо сложено в кучи и валы. Так разгильдяйство это и бесхозяйственность, или так и должно быть?
Давайте вместе разбираться.
Правила заготовки древесины прописывают следующие способы очистки лесосек:
• сбор порубочных остатков в кучи или валы с последующим их сжиганием;
• измельчение порубочных остатков на отрезки длиной 0,5–1,0 м и разбрасывание по территории лесосеки с обязательным приземлением;
• сбор порубочных остатков в кучи, валы с оставлением их на перегнивание;
• укладка порубочных остатков на трелевочные волока с последующим примятием трактором.

Каждый из перечисленных способов имеет право на существование и применяется в лесном хозяйстве нашей страны. И применяется не по желанию лесхоза, а строго придерживаясь научно обоснованных рекомендаций, способствующих наиболее быстрому восстановлению леса естественным способом с наименьшим ущербом для природы.
1. Сбор порубочных остатков в кучи и валы с последующим их сжиганием.
Порубочные остатки укладывают в небольшие кучи или валы шириной до 3 м и высотой до 0,5-0,7 м. Сбор и сжигание порубочных остатков проводят одновременно с разработкой лесосеки. Сжигают порубочные остатки только в пожаробезопасный период.
Сжигать порубочные остатки рекомендуется на вырубках со свежими и влажными типами почвы. При умеренном воздействии огня на почву сгорает подстилка, снижается кислотность почвы, увеличивается жизнедеятельность микроорганизмов, уничтожаются опасные вредители леса, которые могут заселять порубочные остатки. Но подобный способ не всегда приемлем при наличии на лесосеке естественного возобновления ценных пород. В некоторых случаях после уничтожения огнем лесной подстилки начинается заболачивание вырубки. Также нельзя сжигать порубочные остатки на территориях заказников и особо защитных территориях.
2. Измельчение и разбрасывание порубочных остатков.
Порубочные остатки следует разрубать на отрезки длиной 0,5-1,0 м и равномерно разбрасывать по поверхности почвы.
Этот способ очистки вырубок от порубочных остатков рекомендуется на песчаных и каменистых почвах, а также на крутых склонах, где имеется угроза смыва почвы водными потоками. Порубочные остатки, разлагаясь, способствуют накоплению органического вещества и азота в почве, затрудняют испарение влаги из почвы, снижают скорость ветра возле ее поверхности, замедляют снеготаяние, предохраняют почву от ветровой эрозии и т. д.
3. Сбор порубочных остатков в кучи и валы с оставлением на перегнивание.
Этот способ очистки лесосек от порубочных остатков применяют на вырубках с сырыми и мокрыми суглинистыми и глинистыми почвами. Порубочные остатки укладывают в мелкие плотные кучи диаметром 1-1,5 м и высотой 0,4-0,5 м. Крупные сучья и вершины необходимо укладывать на дно кучи. Зимой под тяжестью снега кучи прижимаются к почве. Совсем мелкие веточки и сучки в кучи не собираются
Этот способ очистки лесосек от порубочных остатков применяют на вырубках с сырыми и мокрыми суглинистыми и глинистыми почвами. Постепенно перегнивая, порубочные остатки улучшают состав почвы. Такие кучи и валы служат домом для лесной фауны и способствуют развитию полезных насекомых.
4. Укладка порубочных остатков на волоки.
Сейчас большинство лесосечных работ проводится механизированным способом при помощи специальных лесных машин, имеющих достаточно большой вес. На мокрых и свежих почвах трактор при неоднократном движении по волоку вминает в почву подстилку, на поверхность выступает вода, вследствие чего снижается производительность, площадь заболачивается и остается без возобновления. В этих условиях целесообразно порубочные остатки укладывать на волок, и трактор при движении по волоку будет их измельчать и вминать в почву, чем не только снижает вреднее воздействие на природу, но и обогащает верхний слой почвы органической массой.

А что же за рубежом, как убираются порубочные остатки у них?
Анализ лесного законодательства в зарубежных странах показывает, что в большинстве их очистка лесосек не производится, сучья и вершины остаются на месте обрубки, производится сжигание порубочных остатков способом, который у нас запрещен – сплошным палом. В Канаде и США имеются законы, требующие очистки площадей, пройденных рубкой, лишь на полосах шириной 30-100 метров вдоль дорог, вокруг поселений и промышленных установок. В скандинавских странах оставление на лесосеках сучьев и вершин практикуется как весьма полезное мероприятие.
Вот теперь мы точно знаем, что оставленные в лесу порубочные остатки – это не бесхозяйственность, а вполне конкретное мероприятие, направленное на улучшение биологического разнообразия и продуктивности наших лесов.

Всю информацию о запретах на посещение лесов можно найти на официальном сайте Министерства лесного хозяйства – www.mlh.by - в рубрике «Правила поведения в лесу». Здесь опубликована специальная интерактивная карта Беларуси, на которой красным цветом отмечены регионы, где на данный момент действует запрет на посещение лесов. Сегодня это практически все районы Гомельской и Брестской области, а также часть регионов Гродненской и Витебской области. Информация о введении мер ограничительного характера также публикуется в районных, областных и республиканских СМИ, на сайтах местных исполнительных комитетов, лесхозов, подразделений

МЧС. КАРТА ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ НА ПОСЕЩЕНИЕ ЛЕСОВ В РАЙОНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Гражданина, который нарушил запрет на посещение лесов, ждет административная ответственность (ст. 15.29 Кодекса об Административных правонарушениях). И если в одном случае все может ограничиться устным предупреждением, то в другом – штрафом в размере до 25 базовых величин (612,5 рублей). Если же лесному фонду будет причинен еще и ущерб, то размер штрафных санкций может вырасти до 50 базовых величин (1225 рублей).

Безусловно, но важно помнить о соблюдении правил пожарной безопасности. Так, в пожароопасный сезон запрещается разводить костры в хвойных несомкнувшихся древостоях и молодняках 1 класса возраста, на участках поврежденного леса (ветровал и бурелом), торфяниках, в местах с подсохшей травой. При этом разведение костров (в том числе с использованием приспособлений: мангалов, барбекю, гриль, газовых плит и т.п.) допускается на специальных обустроенных площадках, окаймленных минерализованной (очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,25 м, а также в местах, исключающих повреждение огнем крон, стволов и корневых лап растущих деревьев, кроме запрещенных участков. После использования, костер должен быть потушен до полного прекращения тления.

Важно понимать, что запрет распространяется на все дороги кроме дорог общего пользования. Однако многие районные исполнительные комитеты идут навстречу гражданам и исключают отдельные территории из действия запрета, чтобы они смогли добраться до своих населенных пунктов. В таком случае, в целях безопасности граждан, данные участки берутся под особый контроль и патрулируются специалистами государственной лесной охраны. Аналогичная практика распространяется и на сбор продукции побочного лесопользования (грибов и ягод)

Прежде всего, стоит отметить, что введение запрета на посещение лесов – мера, направленная на обеспечение безопасности граждан, сохранности их имущества, а также лесного фонда. Согласно Лесному кодексу, решение о введении запрета на посещение лесного фонда в пожароопасный сезон принимается местными распорядительными и исполнительными органами при угрозе возникновения лесных пожаров. При этом ключевым фактором при принятии такого решения являются погодные условия: температура, отсутствие осадков, ветра и т.д. Как правило, меры ограничительного характера вводятся при наступлении 4 класса пожарной опасности по условиям погоды — когда стоит жаркая, сухая погода, отсутствуют осадки, и пожар может возникнуть от малейшей искры. Введение запрета подразумевает полный отказ от посещения лесов гражданами (в т.ч. для прогулок, отдыха на природе и т.д.), а также въезд транспорта, за исключением служебного.