«Белорусская лесная газета» № 28 (1258) 11 ИЮЛЯ 2019

Автор: Фото Валерия ХАРЧЕНКО, Фото Натальи ЦЕЛИТАН, Павел ВЛАДИМИРОВ

 

Государственное специализированное лесохозяйственное учреждение «Боровлянский спецлесхоз» — одна из тех организаций, которые во многом обеспечивают нормальную жизнь Минска и его пригородов, бережно сохраняя окрестные леса — зеленые легкие мегаполиса.

 

Подробнее о работе спецлесхоза сегодня мы беседуем с его директором Александром Мироновичем.

— В 2015 году, — рассказывает Александр Викторович, — было принято решение об организации под Минском учреждения, подчиненного Минлесхозу. Чтобы оно вело лесохозяйственную деятельность в соответствии с требованиями нашего Лесного кодекса. Спецлесхоз по своим функциональным особенностям во многом отличается от рядового лесхоза, призванного содержать в порядке вверенные ему земли и вести на них лесохозяйственную деятельность. Обычный лесхоз выращивает и заготавливает спелую древесину. Спецлесхоз не ставит перед собой такой задачи, как и получение дохода от этого. Наша цель, чтобы вокруг города леса постоянно были, содержались в чистоте, предоставляли возможности для отдыха как населения Минска и Минского района, так и наших гостей. Поэтому мы не готовим спелые леса, они у нас стоят, а рубки мы проводим, связанные с уходом за лесом. Действительно, при таких рубках мы получаем древесину, которую потом реализуем. Поэтому наш лесхоз, как и другие, живет не только за счет поступлений из республиканского бюджета, но и тех денежных средств, которые мы зарабатываем. Да, у нас не получается деловой древесины, которая идет на пиление, а если и получается, то низкого качества. В основном мы производим дровяную древесину. Мы не экспортируем сырье или продукцию, работаем на внутреннем рынке с предприятиями, занимающимися отоплением населенных пунктов, а также с местным населением. А оно под Минском очень многочисленное, и дровяное топливо, несмотря на то что район газифицирован, пользуется неизменным спросом.

У спецлесхоза своя специфика: поскольку он расположен вблизи Минска, за ним закреплены такие знаковые объекты, как водохранилища и пляжные зоны, хотя это тоже территория гослесфонда. Мы занимаемся и уборкой бытового мусора. Это глобальная проблема, присущая не только Боровлянскому спецлесхозу, но и всем лесным хозяйствам страны. Мусора ведь меньше не становится… С 2016 года, когда наш лесхоз заработал в полную силу, только нашими работниками ежегодно вывозится на полигоны и утилизируется порядка 6000 кубометров бытовых, строительных и вообще любых отходов, которые попадают в лес. И это, заметьте, отнюдь не тот мусор, что собирается в установленных нами контейнерах и потом вывозится, а тот, что наши нерадивые граждане выбрасывают прямо в лесу. В связи с этим характерная особенность штатного расписания спецлехоза — наличие, кроме лесников, еще уборщиков территории, которые отвечают не только за бытовой, но и за растительный мусор, не характерный для лесной экосистемы.

— Сколько у вас таких работников? И как они распределены по территории?

— Всего их около 100 человек, и у каждого — свой обход, как и у лесника. А летом, в разгар сезона массового отдыха граждан, мы нанимаем временных рабочих. Зачастую это студенческие отряды: молодые люди зарабатывают деньги, принося пользу лесной экосистеме вокруг Минска. Эта работа ведется все 4 года, на протяжении которых существует наше предприятие.

 

 

— Александр Викторович, давайте несколько подробнее остановимся на пляжных зонах — все-таки середина лета на дворе…

— В нашем лесхозе создана специальная пляжная служба, ни в одном другом лесхозе ничего подобного нет. Нам подведомственны два водохранилища, на которых пять отдельных пляжей: один на Птичи и четыре на Вяче. Они обустроены и пляжным оборудованием, и игровым. Но в силу особенностей менталитета некоторых граждан всё это страдает от проявлений вандализма. Понятно, предприятию тем самым наносится прямой финансовый ущерб.

Есть также любители заехать на машине прямо к воде, минуя официальные парковки, игнорируя шлагбаумы. Поэтому нам приходится тесно сотрудничать с правоохранительными органами и Госавтоинспекцией, проводя даже круглосуточные дежурства.

Кажется, пляжная зона — что-то совсем простое. Это так и не так. Ежегодно в обновление благоустройства пляжных зон и подготовку пляжей к сезону предприятие вкладывает весьма значительные средства. В течение года производится уборка этих территорий. Когда погода благоприятствует, то независимо от того, выходной день или будний, на берегах водоемов скапливается огромное количество людей. И у каждого свои потребности: съесть мороженое или пирожное, шашлык пожарить и т. д. Остаются отходы. Люди сознательные и любящие природу убирают их за собой в контейнеры, а кто-то оставляет после себя хаос и хлам.


»В пляжный сезон спецлесхоз ежемесячно из собственных заработанных денег вкладывает около 100 тыс. руб. в утилизацию отходов с пляжей. Если не учитывать зимнего периода, когда водоемы посещают в основном рыбаки, мы за год тратим в среднем 800—900 тыс. руб. только на утилизацию пляжного мусора.«


Ведь полигоны, куда мы всё это вывозим, берут за это плату, хотя лесхоз и не является производителем тех отходов. Льгот никаких для нас не предусмотрено.

 

 

Кроме этих немалых затрат, спецлесхоз еще вкладывает средства в поддержание автопарка, отличающегося от подобных служб других лесхозов наличием мусоровозов и другой коммунальной техники: специализированных тракторов, бульдозеров. Они необходимы для уборки больших объемов отходов, которые некоторые хозяйствующие субъекты пиратским образом просто вывозят в лес, чтобы не платить за утилизацию. Мы же примерно 40—50 % денег на этот вид деятельности получаем как дотацию от государства в лице Министерства лесного хозяйства, ну а остальные суммы — заработанные нами.

Помимо поддержания порядка в пригородных лесах, мы проводим большую работу по косьбе травы вдоль дорог и вокруг таких знаковых объектов, как крупные спортивные комплексы в Минском районе: Стайки, Раубичи, гребной канал в Заславле и др. А еще много санаториев, куда приезжают не только белорусы, но и граждане других стран. И каждому надо обеспечить наилучшее обслуживание и хороший микроклимат в лесу.

Когда мы выезжаем подальше от столицы, то там населенные пункты расположены среди лесов, а у нас — лес в населенных пунктах. Наверное, такого количества деревень, поселков, дачных товариществ нет ни в одном административном районе Беларуси. Можно сказать, Минский район сам по себе колоссальный мегаполис.

А сколько в непосредственной близости от города расположено всевозможных организаций и предприятий, больших и малых производств! И ведь каждый такой объект так или иначе влияет на окружающую среду и на деятельность лесхоза. Я имею в виду не только загрязнение леса. Случается, на территориях гослесфонда незаконно пытаются проводить какие-то мероприятия, бывают факты захвата земель лесхоза. Приходится с этим бороться.

— Каким образом?

— В штате нашего предприятия создана служба охраны леса, несколько более многочисленная по сравнению с другими лесхозами. Это три специалиста плюс инженер-эколог.
Наш лесхоз выполняет больше функцию сохранения лесных ресурсов.

— Иными словами, Боровлянский спецлесхоз — свое­го рода лесной спецназ?

— Пожалуй, можно и так сказать. Ведь бывают, скажем, и конфликты наших лесников с местным населением, когда кто-то пытается сделать свое подсобное хозяйство из леса, использовать его в неподобающих целях.

А еще мы восстанавливаем леса на месте санитарных рубок и ликвидируем последствия стихийных бедствий. В 2016 году территория лесхоза подверглась воздействию урагана, было повреждено около 800 га леса в районе водохранилища Птичь, населенных пунктов Атолино, Прилуки, Сосны, Мачулищи, Стайки. Мы привели эти участки в порядок, восстановили леса. Пускай эти деревца пока маленькие, но со временем они вырастут и будут радовать население.

Наш спецлесхоз ведь и создан для того, чтобы человек мог прийти в лес, а не на свалку, собирать там ягоды и грибы, получить заряд положительной энергии и просто отдохнуть.

— Благодарю вас, Александр Викторович, за беседу!